МОЯ КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ


часть 1


by Oleg Shvedov



Пожалуй, лучше всего начать с рассказа о своих основных достижениях в области профессиональной деятельности.

Я работаю сейчас в МГУ научным сотрудником, веду преподавательскую деятельность (в МГУ все научные сотрудники преподают); основные мои достижения следующие.

1. Моя дипломная работа была в свое время признана лучшей по физическому факультету МГУ, на котором я учился (кстати, всего выпускников было более 400, и достойных соперников у меня было очень много).

2. Я стал в 22 года лауреатом премии Европейской академии для молодых ученых СНГ. (Кстати, молодым считается ученый до 35 лет, так что достойных людей, претендовавших на премию, было много - все СНГ !!!).

3. В 22 года стал кандидатом наук.

4. В 1996 г. стал лучшим молодым ученым физического факультета МГУ. (Опять же, молодым считается ученый до 35 лет, так что в конкурсе принимали участие многие).

5. В 1998 г. победил в конкурсе молодых преподавателей физического факультета МГУ.

Какие же впечатления у меня от работы?

Замечательно то, что я постоянно общаюсь со студентами, каждый семестр знакомлюсь с новыми людьми, меня уже многие студенты знают. И порой, даже оказавшись в незнакомом городе, я встречаю неожиданно знакомого мне человека. Это здорово!

Научная работа также доставляет большое удовольстие. Ведь это здорово - исследовать те вопросы, которые до тебя еще никто не исследовал! И круг общения это тоже расширяет. Есть возможность выступать на международных конференциях, общаться с людьми со всего земного шара. Так что научная работа естественным образом дополняет преподавательскую.

Правда, научное сообщество нельзя слишком идеализировать, считая, что там работают только порядочные люди. Это впечатление, к сожалению, при ближайшем рассмотрении оказывается мифом, и это, пожалуй, самое большое разочарование в моей жизни. Я раньше, в более молодом возрасте, думал, что наука как-то облагораживает человека, поэтому все научные работники - люди порядочные, но оказывается, и в этой категории людей все разные... И, наверное, это объяснимо и понятно...

Хотя, возможно, это и было самым большим разочарованием в моей жизни.

Теперь можно и рассказать об основных событиях моей жизни, поскольку, на мой взгляд, именно прошлое каждого из нас и определяет будущее, и забывать прошлое, вычеркивать его бессмысленно.

Сейчас, конечно, трудно вспоминать уже доисторические события своей жизни (все, что было до кандидатской, я считаю уже очень отдаленным прошлым). Но ведь без этого нельзя понять, кто я такой, каким буду в будущем... Поэтому и начну свои воспоминания. Я буду перечислять только основные события своей жизни, о тех, которые оказали наибольшее влияние на мое настоящее, поскольку рассказ обо всех событиях представляется невозможным.

Родился я 28 июля 1973 года.

Заглянем в 1979 год. Лето. Мне 6 лет. К тому моменту я уже умел очень хорошо читать, писать, считать, очень любил "играть" в микрокалькулятор (это детское увлечение теперь переросло в увлечение компьютером и интернетом), и была у меня мечта - пойти в школу, так как я считал себя достаточно взрослым, и это желание было объективной необходимостью. Однако окружающие меня люди очень хотели, чтобы я был "таким, как все". Они прятали от меня книги, калькулятор и пытались уговорить меня играть в те игры, в которые играют сверстники. Ситуация достигла своего апогея в сентябре месяце. Я закатывал страшные истерики, чтобы меня отдали в школу на год раньше, и в конце концов добился своего. Кстати, это было не в Москве, а на даче в Липецкой области. В общем, приняли меня тогда в сельскую школу в порядке исключения. Я там быстро освоился, стал первым учеником, и мне очень нравилось подглядывать в более старшие классы и смотреть, что же там происходит, и чему там учат. После первой четверти меня перевели в московскую школу...

Сейчас, прокручивая свою жизнь на 20 лет назад, я вижу, каким дальновидным было то решение. Именно оно и предопределило мою дальнейшуб судьбу и мои сегодняшние научные успехи. Сейчас, по прошествии такого огромного промежутка времени, можно по достоинству оценить историческое значение тех далеких событий для меня. Если бы не те события, я бы вряд ли работал сейчас в МГУ и вряд ли бы вообще имел регалии типа лучшего молодого ученого... Иногда такой случай и предопределяет судьбу...

Уже на примере этого события можно проследить еще одну закономерность моей жизни: я всегда с трудом куда-либо устраиваюсь, но потом становлюсь самым лучшим...

Что было потом? Смело можно опустить 8 лет моей жизни, которые были не очень интересными, и события, происходившие в то время, никак не повлияли на мою дальнейшую судьбу. Можно сказать, что и в это время я стремился быть впереди всех в учебе, но из-за того, что все родственники хотели, чтобы я был "как все", в полной мере реализовать свои способности мне в этот период не удавалось... Можно сказать, что в 1984-85 годах я уже вовсю читал учебники по математике для выпускников школ и учащихся младших курсов вузов, так как мне это было очень интересно, однако родственники всячески пытались мне это запретить, припрятывая те книги... Следует также отметить, что ближе к 1986-87 году (7-8 класс) обстановка в классе у меня сложилась очень конфликтная для меня, что сделало мою жизнь очень и очень трудной. Можно сказать, что в тот период я очень напоминал "Чучело" из одноименного фильма, но с переменой пола. Это было закономерно, так как я был на год моложе своих одноклассников, а в 13-14 лет у подростков начинает развиваться агрессивность: жертвой такой агрессии я и стал. Можно ли было этого избежать? Наверное, оптимальный способ был бы такой: предварить этот "опасный" возраст "прыжком еще через класс": способностей на это у меня вполне хватало... вполне можно было бы сдать что-то экстерном... Но, опять же, мнение окружающих... Сейчас ясно, что прав был я. У меня есть племянница, которую отдали в школу не на год раньше срока, а на год позже срока. Так вот, она страдает куда больше меня: она - самая маленькая в классе, хотя старше всех. И это гораздо страшнее: одно дело - быть самым маленьким, так как ты на год моложе (вроде бы так и должно быть), а другое - быть самым маленьким, несмотря на то, что старше всех. Это куда более печально... Увы, мне тогда не удалось экстерном перепрыгнуть через класс, закрепить мое преимущество перед остальными не удалось, а даже из футбола известно: "Не забиваешь ты - забивают тебе". Впрочем, никаких последствий для меня та конфликтная ситуация не имела, хотя я очень был зол на своих одноклассников.

Переломным в моей жизни стал 1987 год. Сначала хотелось бы рассказать, что предшествовало этим событиям. В январе 1986 года (7 класс) я принимал участие в районной олимпиаде по математике (естественно, выиграл), но на городскую олимпиаду меня не пустили: просто учительница математики, недолюбливавшая меня из-за моих не очень хороших отношений с одноклассниками, незаконно скрыла от меня дату проведения этой олимпиады (подлость, конечно, очевидная).Но, к счастью, учет победителей олимпиад все-таки ведется, поэтому в сентябре 1986 года меня пригласили заниматься в вечерней физико-технической школе при МФТИ. Честно говоря, это было то место, где я ВПЕРВЫЕ наконец-то почувствовал себя человеком, личностью... Стал, наконец, уверенным в себе... Просто оказалось, что в группе, куда я попал вместе с другими восьмиклассниками, я оказался самым умным, что было очень удивительно прежде всего для меня. И я поверил в свои силы. Наконец, летом 1987 года лучших учеников этой вечерней школы зачислили в физико-математическую школу N7 Москвы, и я, таким образом, ушел после 8 класса из той школы, где надо мной издевались... (номер той школы не привожу по понятным причинам). Причем все получилось естественно и красиво. Правда, возникли некоторые проблемы при зачислении со стороны директора школы: хотя я единственный сдал собеседование на "отлично+", дневник у меня был очень неаккуратный... Но все обошлось (опять же, правило подтверждается: зачислили меня еле-еле).

Итак, до окончания школы оставалось 2 года... Начался самый интересный период моей жизни, продолжающийся по настоящее время включительно. Интересная цитата того времени такая. Директор: "В своих школах вы были лидерами в области физики и математики, теперь вам будет трудно, так как вы все вместе и не будете лидерами". У меня все оказалось с точностью до наоборот: из откровенного аутсайдера стал чистым лидером коллектива. Это было что-то! Естественно, ни о каком издевательстве со стороны новых одноклассников по отношению ко мне не могла быть и речи - я стал наиболее уважаемым учеником со стороны всех.

И вот начало 1988 года. Пожалуй, кульминация моей школьной биографии. Начало года - время проведения олимпиад. Я впервые принимаю участие в Московской олимпиаде (до этого от меня нагло скрывали дату ее проведения), представляя свою новую школу.

Надо сказать, что школа N7, несмотря на ее специализированность, никаких звезд с неба по Москве не хватала (только по району). Забегая вперед (а я уже десятый год являюсь членом жюри Московской олимпиады по физике - прямое следствие моих олимпиадных успехов в прошлой жизни) скажу: после меня никаких крупных успехов моя родная школа (а я считаю родной школу N7, в котрой я учился 2 года, а не ту, в которой учился предыдущие 8 лет) не достигала...

И вот я сижу на Московской городской олимпиаде по математике (это был февраль). Это было первое мое серьезное мероприятие... В тот момент я понимал: единственный способ отомстить своим обидчикам (и бывшим одноклассникам, и бывшим учителям) - это успешно выступить на этой олимпиаде, доказать всему миру, что я на что-то способен, причем на уровне Москвы, а не на уровне района. И вот я последовательно пытаюсь решить задачи... Задачи, наверное, сложные - думаю я. Решаю первую задачу - она почему-то поддалась, решаю вторую - тоже, тут у меня настроение совсем улучшилось... Я и остальные задачи решил... в конце концов оказалось, что именно я (единственный по Москве) и стал абсолютным победителем данной олимпиады. Когда я сообщил об этом в школе, мне не поверили, а потом приятно удивились...

Следующей олимпиадой была олимпиада по физике. На первом туре я выступил не слишком удачно - решил только 3 задачи из 5. По итогам 1 тура я шел по списку 21-м. И я уже поверил в то, что уж абсолютным победителем здесь не стану точно, а значит, на всесоюзную олимпиаду не пройду. Хотя мне куда больше хотелось поучаствовать именно в олимпиаде СССР по физике, чем по математике. Но между 1-м и 2-м туром мне позвонили и сообщили радостную весть - я стал абсолютно лучшим по Москве в олимпиаде по математике, и если я согласен, то меня делают представителем Москвы на всесоюзной олимпиаде. Я поспешно согласился. Далее произошла удивительная вещь: я выиграл и олимпиаду по физике (на втором туре, где задачи считались сложнее, я решил 4 задачи из 5)! Но участвовать в олимпиаде СССР по физике я уже не мог...

Апрель 1988 года. Донецк. Всесоюзная олимпиада по математике, которая оказалась в итоге развязкой для меня... На олимпиаду съехались представители всех ведущих школ СССР. И тут я вдруг понял: куда-то я попал... Они так блистали своим математическим умом, решая задачи, общаясь между собой, что я просто испугался, что не смогу на равных с ними соперничать. И пришел я на олимпиаду, увы, с весьма подавленным настроением... Итог печален - я не решил те задачи, которые просто обязан был решить. И не дотянул 1 очка до похвальной грамоты и 4 очков до III места (разбалловка исходила из максимума в 60 очков). На той олимпиаде я просто обязан был завоевать II или III место.

Итак, все знаменательные события рано или поздно заканчиваются, и это, наверное, закономерно. Зато потом есть что вспомнить, и даже через 11 лет многие события из прошлого сохраняют свою значимость!

В 1988-89 годах я заканчивал школу, надо сказать, что в 10 классе мои олимпиадные успехи были куда скромнее: по физике я все-таки занял одно из первых мест по Москве, но абсолютным победителем не стал, а так мог бы и без экзаменов поступить. Далее было поступление в МГУ, которое для лучшего физика и математика Москвы не должно было составить никакого труда, но тем не менее я сам себе создал проблемы, откровенно провалив некоторые из вступительных экзаменов (думал, раз проблем нет, то можно и не готовиться), поэтому все решалось на последнем экзамене по математике (устно), который я все же сдал на отлично, набрав таким образом проходной балл. Потом, на экзаменах во время учебы в МГУ, я никакого расслабления не добускал, и уверенно сдавал их только на отлично. Пожалуй, факт, которым я могу гордиться, заключается в следующем: приказ о моем зачислении в МГУ был подписан за 5 дней до моего 16-летия, т.е. я поступил в МГУ в 15 лет! И это достижение может быть расценено как основное из предыдущей биографии.

Я по достоинству оцениваю также значение олимпиад по физике и математике в моей жизни. В конце концов, именно они и дали мне возможность поверить в себя и свои силы. Позже, с момента поступления в МГУ и по настоящее время, я стал членом жюри Московской городской олимпиады по физике, принимаю очень активное участие в составлении задач для этой олимпиады, и слежу на самой олимпиаде за честностью соревнований школьников (чтобы друг у друга не списывали) и обеспечиваю объективность судейства на этом соревновании. Потому что олимпиада - единственное место, где талантливый школьник может найти себя, особенно если он из не очень благополучной семьи и не очень благополучной школы.

В 1989 году, с поступлением на физфак МГУ, начался студенческий этап моей жизни. Тут тоже я довольно легко стал лучшим студентом сначала своей группы, а затем и одним из лучших студентов курса (тут никаких объективных критериев нет, но ведь все же чувствуют, кто есть кто..). Затем - распределение по кафедрам, все, что с этим связано. В общем, обычная студенческая жизнь... Пожалуй, наиболее значимым событием того периода является мое знакомство с современной физикой, современными концепциями мироздания, которые как раз и изучает физика.. Между прочим, курс школьной физики смело может быть переименован в курс истории физики, так как он, по существу, заканчивается развитием физики в 19 веке, причем изложение в школьном учебнике ведется на таком уровне, который не соответствует даже 19 веку... В общем, школьная физика - это сборник интересных историй из жизни физиков прошлого. Поэтому и изучение физики в МГУ строится "по новой". Я тогда думал: "Какие же благородные люди работают в современной физике и математике! Здесь невозможна ложь, невозможно лицемерие, невозможно предательство. Темы для исследования, должно быть, очень облагораживают людей!". Запомним эту мысль, так как для дальнейшего повествования она является ключевой. И именно этот тезис и станет потом источником большого разочарования...

Кстати, может быть, теперь читателю данных строк понятно, почему в тот момент у меня не было никаких мыслей о поиске любви. Какая любовь, когда впереди такая захватывающая научная работа!



Copyright (C) 1999 Oleg Shvedov